«Талантливой молодежи нужно помогать. И давать образование. Что в нас заложили, то с нами и останется».
Иван Михайлович Бортник:
- Советник генерального директора Фонда содействия инновациям,
- лауреат многих правительственных премий,
- обладатель государственной награды Российской федерации - ордена Почета,
- идеолог программы ЦМИТ (Центры молодежного инновационного творчества)
Фактически всю свою жизнь посвятил научно-технической деятельности и помощи тем, кто хочет ею заниматься. Мы расспросили Ивана Михайловича о том, что же предшествовало идеи запустить конкурс ШУСТРИК, как задумка переросла в масштабный всероссийский проект, чем сегодня интересуются школьники и как они уже со школьной скамьи добиваются успеха в бизнесе.
- Иван Михайлович, как известно, проекты некоторых ШУСТРИКОВ уже привлекли внимание бизнеса (например, миостимулятор для преодоления заикания). А что еще для вас, является фактором успеха, позволяющим сделать вывод, что поддержка была оказана нужному проекту? Его последующая коммерциализация, интерес инвесторов или что-то еще?
- Мы прекрасно понимаем, что на рынок школьные продукты вряд ли выйдут и в бизнес-процессах участвовать не будут. Но выйдут другие, которые появятся вслед за этими. Это тренировка. Для нас является показательным моментом, если участник пришел на конкурс и попробовал свои силы во второй, третий раз… Попробовал, понял, что не получается, но начал делать вновь. Вот ты в пятом классе принял участие в ШУСТРИКе, а в седьмом классе ты приходил сюда, в девятом? Это и есть критерий успеха.
Нельзя формально «втравливать» школьников в предпринимательство, как и в фундаментальную науку, но можно поощрять их, направлять, советовать. Нельзя также диктовать и приоритетные направления деятельности. Это мы должны наблюдать, в каких отраслях идет работа и потом удивляться появлению графена (прим. автора: Графен — революционный материал 21 столетия. Это самый прочный, самый легкий и электропроводящий вариант углеродного соединения) или другим открытиям нобелевских лауреатов. Придумываем не мы, а они.
Взять хотя бы как пример Артура Глейма – выпускника факультета Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО 2010 года. В этом же году он был назначен руководителем лаборатории Квантовой информатики, которую сам же и организовал, будучи студентом магистратуры. В 2013 году в лаборатории Артура Глейма был предложен принципиально новый подход к созданию систем квантовой связи для организации высокозащищённого обмена данными и разработано соответствующее устройство. Сегодня он официально отвечает за направление квантовых коммуникаций в РЖД и может консультировать УМНИКов и ШУСТРИКов. Кстати, за проект «Школьные патенты» отвечает как раз ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики).
Я хочу подчеркнуть, что для нас главное, чтобы ребята тренировались: ошибались и пробовали вновь. И, конечно, чтобы решали задачи реальных компаний из реальной жизни, а не фантазировали. Вот банальный пример: моя дочь поставила пломбу во Франции, не прошло и года, как она разрушилась. Неужели нельзя придумать нормальный цемент, чтобы пломба продержалась хотя бы пять лет..? А ведь ряд российских исследовательских центров создали особый наноматериал, добавление которого в пломбу предотвращает развитие кариеса и «вечно» защищает зуб от микробов. Вот такие разработки я считаю нужными.
Другой момент, что технологии должны быть общедоступными, ведь у многих слоев населения за пределами Москвы нет денег на «наноцемент» … Квантовый сенсор, искусственный интеллект…Все это не абстрактные слова, а применяемые в жизни методики. Уже сегодня с помощью специальных датчиков, следящих за реакцией глаз покупателя, можно с помощью искусственного интеллекта направить его к нужной витрине, подсказать и помочь. А сколько всего еще предстоит создать… С чего-то же все начиналось…Кто-то изобрел молнию, пуговицы, ремни, стол, колесо……И было это, увы, не в России. Зато мы придумали спутники… Вот, кстати, в Политехническом музее есть интересная выставка «Россия делает сама» о научных и технических разработках легендарных российских ученых. Мы умеем создавать то, чем впоследствии можем гордиться.
- То есть будущее за промышленной революцией? Индустрией 5.0?
- Я бы не списывал со счетов всего, что создавалось веками до нас. Почему бы не обратиться к древним, в том числе исконно русским, ремеслам… В «Сириусе», кстати, есть глиняное искусство на пересечении science art (область современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического).. Были разработаны 3D-принтеры, на которых можно печатать детали из керамики…Как увидеть (а не услышать!) симфонию Прокофьева? А они это сделали…
Ребятам было бы полезно и о таких направлениях задуматься. Или взять традиционное, российское искусство – гончарное…Придумывайте, объединяйте его с новыми технологиями. Китайцы до сих пор, живя в закрытых высокогорных поселениях, тщательно охраняют секрет своей тонкой, фактически прозрачной, керамики. Стоимость таких изделий составляет миллионы долларов (подробнее о гончарном искусстве и глиняной математике в материале)
Да, мы ориентируем участников на высокие технологии, но не стоит забывать и о традициях. И неважно, какую профессиональную сферу деятельности они потом выберут. Наша задача – вовлечение, а не приобщение к бизнесу как таковому.
- Задания этого года достаточно непростые. Это и интеллектуальные робототехнические системы, и аэрокосмические разработки, и нейротехнологии… А какие сферы деятельности, на ваш взгляд, станут наиболее востребованными в ближайшем будущем?
- Здесь опять же нужно идти от интересов самих участников. Вот становится модной какая-то отрасль… Как все активно обсуждали еще совсем недавно блокчейн и криптовалюту…И где это сейчас? Народ разочаровался… Нет и не было в этом особой науки. Поэтому не нужно навязывать школьникам идеи, а надо слушать, что интересно им самим. Они интересуются совершенно разными отраслями. Кто-то хочет погрузиться в астрологию: смотрит на небо через телефон и с помощью специального софта видит, в какой точке в данный момент пролетают спутники, их названия и номера, задачи и производителей.
Другой пример: совместная разработка наших участников и резидента Научного парка МГУ – компании «Медэкотест». Цена самого дешевого спектрофотометра, применяемого при экологическом мониторинге, около 42 тысяч рублей. Конечно, в школах их не найти…К проекту подключились наши ребята и разработали приложение, с помощью которого можно обходиться без сложного оборудования и получать необходимые результаты в онлайн-режиме.
Еще один пример… В городе Старая Русса стоит водонапорная башня – памятник архитектуры. Подобно знаменитой Пизанской башне, эта установка накренилась в бок – подниматься туда опасно для жизни. Ребята разработали виртуальный тур внутрь нее, а заодно и экскурсию по 36 монастырям Новгородской области, среди которых уцелел лишь один. Так что сегодня туристы из любой точки земного шара могут «пройтись» по памятным местам Древней Руси. Вот такая виртуальная реальность. И ведь это продукты, которые под силу реализовать школьнику.
Технологии сейчас повсюду: не нужно распечатывать билеты или слушать в наушниках историю картин в галереях – достаточно отсканировать QR-код или приложить его к считывающему устройству.
Возвращаясь к теме, казалось бы, устаревших ремесел…был еще у нас один «мейкер». Как-то мне позвонил его родитель и попросил достать одну редкую книгу: парень хотел заниматься ковкой по металлу. Мы напрягли МИСиС, достали ему необходимый учебник, который уже давно не выпускается…Так сейчас он уже принимает участие в экспозициях на ВДНХ со своими кольчугами, а заодно обучает ремеслу других…Это стало его первым бизнесом.
К сожалению, у нас не так много людей, склонных к ремесленным профессиям. А, вот в той же Германии немцы долгими зимними вечерами любят что-то вырезать, мастерить…Хорошо, что и у нас в городах начинают воскресать национальные промыслы. Взять хотя бы город Мышкин, очень сильно преобразившийся за последнее время благодаря своему мэру и его сподвижникам, развившим туристический бизнес на высшем уровне: оркестры, игры, хлеб-соль – сегодня ни один корабль, проплывающий по Волге, не минует его…
- Какие навыки все-таки необходимы юным предпринимателям для достижения успеха, на ваш взгляд? Следовать прогрессу и раздумывать над высокими технологиями или сперва научиться работать руками?
- К нам приходят совершенно разные школьники. Есть те, кому близко, например, аграрное дело. И пойдут они не на факультет почвоведения в МГУ, а на фермы сразу после школы. А приобщаться к будущей профессии им нужно уже сейчас: ходить на выставки, изучать новейшие решения из профильной отрасли…Поверьте, среди них есть такие, которые нам до недавнего времени и не снились. Генная инженерия и тому подобное. Многие работодатели просматривают до 10 тысяч молодых людей за год, чтобы потом отобрать десять талантливых. Но при этом во всех областях сегодня нужны и высокие технологии, и самые обычные.
Почему бы не изобрести сенсор, определяющий количество меркаптана (прим. автора: Меркаптан – простейший представитель гомологического ряда тиолов, бесцветный ядовитый газ с сильным запахом, при малых концентрациях напоминающим запах гнилой капусты) по запаху в свиноводческих хозяйствах, чтобы люди близлежащих поселений не жаловались на несоблюдение норм технологического проектирования и обслуживания ферм..? Это же реальная жизнь и задачи вполне себе школьного уровня.
Сделает ли потом участник на этом бизнес или уйдет в фундаментальную науку – не столь важно, но он уже вовлечен в решение наукоемких задач от инновационных компаний и знает о проблемах, с которыми они сталкиваются.
- Конкурс является Всероссийским, его поддерживают многие регионы нашей страны. В этом году желание принять участие изъявили и страны СНГ (Казахстан). Есть ли в планах выход на международный уровень?
- Мы открыты для всех, работаем с Европейской комиссией, готовы оказать достойный прием иностранным делегатам, все показать-рассказать на месте, но упрашивать и идти на поклон не станем. Мы также открыты в плане сотрудничества с «Фаблабами». Конечно, есть еще Европейский союз, санкции…
Мы предлагали разным странам принять участие в «Дежурном по планете» (прим. автора – совместно с РКЦ Прогресс создана проектная площадка программы Дежурный по планете). Пожалуйста, берите и используйте данные РКЦ «Прогресс», предоставляйте задания и получайте нужную вам информацию – например, как горят леса Якутии или где прошел очередной ураган.
В аппарате Европейской комиссии люди заинтересованы в сотрудничестве. Мы единственная структура, кроме РФФИ, с кем не перекрыли взаимодействие. У нас идут серьезные общие проекты – «Интернационализация», разные международные конкурсы… Однако политическая ситуация оставляет желать лучшего… Украина, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Финляндия не хотят взаимодействия… Бегать за ними мы не будем. Повторюсь: мы открыты для всех и даже уже объявляли совместные конкурсы – с Белоруссией, например. Очень уважаю новый состав Министерства науки Армении…Там пытаются выстроить систему образования будущего: была открыта школа Давида Яна «Айб», создают био-лаборатории, открывают международные IT-школы…
А совсем недавно вице-спикером Парламентской ассамблеи Совета Европы стал Петр Толстой. Может быть, ситуация как-то изменится к лучшему. Мы готовы. Мы бедные, но не нищие. И гордые.
- А как привлекать отечественные компании к партнерству с конкурсом, мотивировать их?
- С этим проблем у нас нет. Социально ответственные компании должны заниматься школьниками – и они это понимают. Ведь это их будущие кадры. К тому же для них, как и для ребят, участие бесплатное: дали задание – получили решение. Мы не заставляем компании впоследствии использовать продукт. Вот, создали наши участники, к примеру, браслеты для водителей школьных автобусов, чтобы они не засыпали за рулем…
Допустим, РЖД как государственную компанию можно обязать применять их, а частные – как? И пусть навязывать разработку мы не можем и не хотим этого делать, но подсказать бизнесу, что она есть, в наших силах. И нас слушают и слышат.
Еще один не менее важный продукт – устройство для детей-диабетиков, финансирование которого осуществляется «Герофармом». Уверен, оно будет востребовано. В ногу со временем идет еще один наш давний партнер – Дмитрий Першеев, председатель совета директоров компании «Гарант». Когда-то на первые заработанные деньги он приобрел не машину, как его однокурсники, а компьютеры и таким образом начал с нуля строить собственный бизнес, ставший сегодня весьма успешным. Помимо основной деятельности, он уделяет большое внимание стипендиям специалистам, создает программы помощи, его компания организует праздники для детей...
Я всегда говорю, чтобы улучшать демографию, нужен ведь не только материнский капитал и горячие завтраки, но и устройство, чтобы подогреть эти завтраки. А еще нужна помощь талантливой молодежи, способной создавать такие устройства. Так что давайте смотреть шире на программы поддержки. Как сказал Владислав Сурков, мы «приватизировали образование» – что в нас заложили, то с нами и останется.
© Всероссийский конкурс ШУСТРИК 2013‑2024 гг.
(школьник, умеющий строить инновационные конструкции)
авторизуйтесь