![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/f1d00ef4ed9167737df3b1888c91b02d.png/s/s1200x/a/106932/sc/200)
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/cbcdba464258d6466a29b746ae3f97f8.png/s/s1200x/a/106932/sc/258)
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c4985908f968a13f5e4eaf76d8d9fb2a.png/s/s1200x/a/106932/sc/273)
Система для тренинга с биологической обратной связью в среде Minecraft. Обзоры проектов победителей
Дорогие друзья!
Продолжаем знакомить вас с проектами-победителями прошлого сезона конкурса ШУСТРИК:
Паранюшкин Алексей (15 лет) и Чикин Петр (15 лет) представили проект «Система для проведения тренинга с биологической обратной связью в среде Minecraft» (г. Москва).
Проект ребят заключается в создании устройства, которое считывает данные электромиограммы мышц и использует их для управления персонажем в игре Minecraft. Это нужно для снижения психофизиологического напряжения путем снятия избыточной мышечной активности.
![Демонстрация работы готового устройства Демонстрация работы готового устройства](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/61b610f1e5850838f7ba06dc3ddc0dbc.png/s/s1200x/a/106932/sc/277)
В начале реализации проекта ребята подробно изучили тему релаксационных тренингов с применением биологической обратной связи (БОС):
💬 «В конце 50-х годов XX века американский психолог и физиолог Нил Миллер, на основе учения российского академика Ивана Петровича Павлова, разработал уникальную, не медикаментозную технологию исправления психофизиологического и эмоционального состояния пациента. Это, так называемый, метод биологической обратной связи (БОС), или БОС-тренинг, суть которого заключается в обучении пациентов произвольному управлению физиологическими процессами организма, такими, например, как частота сердечных сокращений и кровяное давление, психоэмоциональный статус.
Сегодня этот метод применяется во многих российских и зарубежных клиниках, для лечения различных психических, неврологических, хронических и других заболеваний. Данное направление активно развивается в сторону более совершенной обработки данных с тела человека, а также улучшению качества визуализируемой информации.»
Далее изучили уже существующие аналоги:
![Слайд презентации ребят Слайд презентации ребят](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d05d815625a766a96643029ab27dd3bc.png/s/s1200x/a/106932/sc/96)
И решили использовать в качестве визуализатора игру Minecraft, так как:
💬 «Это само по себе вовлекает новых пользователей в использование метода БОС-тренинга (особенно данная визуализация мышечного состояния нравится детям — проверено на практике).
Во-вторых, Minecraft позволяет создать собственную полосу препятствий, чтобы процесс тренировки не казался однообразным. То есть можно создавать полностью свой индивидуальный полигон для каждого нового БОС-тренинга».
![Создание полигона для БОС-тренинга в Minecraft Создание полигона для БОС-тренинга в Minecraft](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/a2d4a6bc91d2d7683ff5d043a54f60b6.png/s/s1200x/a/106932/sc/237)
В качестве управляющего блока ребята взяли мини-компьютер Raspberry Pi:
💬 «Это небольшой одноплатный компьютер размером с банковскую карту. Также на нем есть предустановленный Minecraft, что позволяет нам передавать данные с датчиков прямо на сервер и там же запускать скрипт для управления персонажем.
Так как в Raspberry Pi не предусмотрена возможность считывания аналогового сигнала напрямую, мы использовали шилд Trema+Expander Hat, который, хотя и требует установки специальных библиотек, полностью справляется с данной задачей (имеет встроенный АЦП — аналогово-цифровой преобразователь).»
![Raspberry Pi и Trema+Expander Hat Raspberry Pi и Trema+Expander Hat](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/91884d7afc6713a742a5c06d65ba222f.png/s/s1200x/a/106932/sc/143)
Для создания корпуса будущего устройства ребята использовали 3D-моделирование и печать на 3D-принтере.
В проекте также используются ЭМГ-сенсоры, которые позволяют считывать биоэлектрических сигналы с мышц оператора (электромиограмму). После считывания сигнала производится программная обработка: определение амплитуды ЭМГ-сигнала и сглаживание сигнала для управлением аватаром в игре Minecraft.
![Считывание биоэлектрических сигналов с мышц оператора Считывание биоэлектрических сигналов с мышц оператора](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/8efe13c6c3967a64f3ed395b73790924.png/s/s1200x/a/106932/sc/122)
Важным блоком в итоговой презентации является слайд с перечнем навыков, которые применялись в процессе работы над проектом. У ребят с ним все в порядке:
![Слайд с перечнем навыков Слайд с перечнем навыков](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/8d1c8fd0d414f91efe21501c43c1918e.png/s/s1200x/a/106932/sc/189)
Как и с планами на дальнейшее развитие проекта:
💬 «В наших планах развитие данного проекта в сторону создания методического комплекса по обучению работе с БОС-тренингами и созданию своих БОС-тренингов на основе Raspberry Pi и Minecraft. Методический комплекс будет содержать подробную теоретическую и справочную информацию, обучение по работе с Raspberry Pi, сервером Minecraft (создание собственных полигонов и тренингов), обучение работе с различными электронными компонентами на Raspberry Pi (в особенности аналоговыми сенсорами биосигналов: ЭМГ, ЭКГ, пульс и т.д.). Каждый человек после приобретения нашего методического комплекса (оборудование и метод.материалы) и изучения материалов сможет создать свой БОС-тренинг в среде Minecraft.»
Остается только поздравить ребят с победой и пожелать им удачи!
© Всероссийский конкурс ШУСТРИК 2013‑2024 гг.
(школьник, умеющий строить инновационные конструкции)
авторизуйтесь